В наше время электронная цифровая подпись стала
привычным инструментом, который активно используется во многих
бизнес-процессах. Говоря об использовании документов, подписанных
электронной цифровой подписью (ЭЦП), необходимо обращать внимание на
два аспекта – оперативную работу с документами и их длительное
хранение.
При оперативной работе применение ЭЦП эффективно. Используя ЭЦП
в электронном документообороте, организация имеет возможность
контролировать целостность электронных данных и подтверждать их
подлинность, гарантировать авторство документов и обеспечивать
неотказуемость. При этом для документов, «время жизни и полезности»
которых не превышает пяти лет, обеспечение их сохранности не создает
большой сложности для владельцев по сравнению с документами постоянного
срока хранения.
При долговременном хранении электронная подпись из полезного
инструмента превращается в проблему, так как в этом случае необходимо
обеспечивать не только сохранность электронных документов в течение
установленного срока хранения, но и возможность проверки подлинности
ЭЦП в будущем.
Говоря об организационных методах использования и хранения
электронных документов, подписанных ЭЦП, необходимо отметить, что для
каждой информационной системы, в которой используется ЭЦП, должен быть
разработан Регламент системы электронного документооборота (СЭД) и
Соглашение между сторонами СЭД об использовании ЭЦП, в котором
необходимо описать процессы, методы и технологию работы с электронной
цифровой подписью в рамках конкретной системы. В организационных
документах определяются условия использования ЭЦП: должен быть
определен ее формат, возможности хранения, проверки и получения
заключения в случае возникновения конфликта. В рамках одной системы
должен использоваться единый формат ЭЦП. В ином случае - это приведет к
невозможности разбора конфликтных ситуаций либо существенно усложнит
данную процедуру, причем в случае использования различных форматов ЭЦП
потребуется прописывать все возможные варианты использования, хранения
и рассмотрения споров, что весьма трудоемко и сложно.
Лучше заранее продумать пути решения спорных вопросов,
связанных с использованием ЭЦП в электронном документообороте, так как
конфликты могут привести к досудебным и судебным разбирательствам.
На сегодняшний день использование применяемого в настоящее
время формата ЭЦП порождает ряд проблем юридического характера. Сложно
доказать момент подписи и статус сертификата открытого ключа подписи на
момент подписи (действителен сертификат либо он аннулирован или
приостановлен). Эти трудности могут привести к тому, что арбитр не
примет электронный документ в качестве доказательства.
Опираясь на свой опыт работы на рынке систем юридически
значимого электронного документооборота, компания «Крипто-Про»
предложила новый Стандарт применения ЭЦП – так называемой
усовершенствованной подписи – основанный на европейском стандарте "CMS Advanced Electronic Signatures (CAdES)".
Стандарт призван решить основные трудности, связанные с использованием
ЭЦП, и обеспечить участников электронного документооборота необходимыми
доказательствами для установления момента подписи и статуса сертификата
открытого ключа подписи на тот момент.
Использование «усовершенствованной» подписи является важным
условием организации архивного хранения электронных документов,
заверенных ЭЦП, - особенно в тех случаях, когда необходимо выполнять
проверку корректности ЭЦП по истечении больших промежутков времени
после подписи.
Доказательства подлинности сертификата в момент подписи в
момент создания усовершенствованной подписи обеспечиваются вложением в
реквизиты документа
- цепочки сертификатов до доверенного Удостоверяющего центра
- ответов доверенной Службы актуальных статусов (OCSP-ответов)
- списки отозванных сертификатов промежуточных сертификатов в цепочке
На доказательства подлинности в доверенной Службе штампов времени
ставится штамп времени, подтверждающий их целостность на момент
формирования подписи. В этом случае подлинность ЭЦП может быть
подтверждена по прошествии длительного времени - даже по истечении
срока действия сертификата ключа подписи (как правило, сертификат
выдается сроком на 1 год)
Для того чтобы организации перейти на работу с новым форматом
электронной подписи, ей потребуется решить вопрос создания/доработки
инфраструктуры PKI, необходимой для обеспечения работы с
усовершенствованной ЭЦП. Инфраструктура может быть построена как на
основе сторонних доверенных сервисов, так и в рамках внутренней
корпоративной системы организации. В состав Инфраструктуры должны
входить Удостоверяющий центр, Служба актуальных статусов (OCSP) и
Служба штампов времени (TSP).
На сегодняшний момент подобная полнофункциональная
инфраструктура в России еще не воплощена в жизнь, так как Стандарт
применения нового формата ЭЦП только предложен на рассмотрение и
официально не принят. Работа по разъяснению положений нового Стандарта
и возможностей его внедрения в России выполняется специалистами
компаний «Крипто-Про» и Digt.
В качестве программных средств, реализующих возможность внедрения и
использования Стандарта, можно назвать следующие: ПАК «КриптоПро УЦ»
версии 1.4 («Крипто-Про»), комплексы «КриптоПро OCSP» («Крипто-Про»),
«КриптоПро TSP» («Крипто-Про»), на клиентских местах – «КриптоПро CSP» («Крипто-Про») и «КриптоАРМ Стандарт +» версии 4.0 (Digt).