ENG GER GER pl
PCproxy mail RSS




Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Последние новости

Наши друзья

Наш опрос
Вы часто бываете на ITsecure.org.ua?
Всего ответов: 453

Наши друзья



Главная » Статьи » Безопасность » IT безопасность |

IT безопасность IT безопасность Windows 9x/NT Защищаем
Unix/Linux Безопасность в Internet Криптография Другое



Борьба с киберпреступностью - одна из составляющих международной безопасности


hack/imag07.jpg Масштабное проникновение новых информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни современного общества существенным образом влияют на характер организаций и общественных взаимодействий, в том числе в сфере отношений государств и организаций.

В связи с этим возникает необходимость применения иных подходов к вопросам информационной безопасности. Актуальность темы применения новых подходов в международной борьбе с киберпреступностью заключается в том, что информационные технологии активно используются в разных сферах и несут в себе наряду с преимуществами определенные риски и угрозы.

Угроза использования сетевых инструментов для вывода из строя важнейших компонентов национальной инфраструктуры с корыстной целью регулярно растет.
На сегодняшний день в национальной инфраструктуре институтов всех государств ключевым моментом является информация. Важнейшим принципом правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является обеспечение безопасности при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации. Защита информации представляет собой принятие и соблюдение правовых, организационных и технических мер на международном уровне. Данные меры включают обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, от иных неправомерных действий в отношении такой информации, соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа, реализацию права на доступ к информации.

Исходя из этого, кибертерроризм представляет собой дезорганизацию информационных систем, осуществляемую для нарушения общественной безопасности и оказания воздействия на принятие решений органами публичной власти. Кибертеррорист в своей деятельности использует современные информационные технологии, компьютерные системы и сети, специальное программное обеспечение, предназначенное для несанкционированного проникновения в компьютерные системы и реализации удаленной атаки на информационные ресурсы организаций. Значительный рост киберпреступности и разработка связанных с ней новых юридических требований придают актуальность проблеме разработки улучшенных средств защиты электронной информации.

Потеря конфиденциальной информации наносит организациям значительный ущерб, а общемировые потери в результате реализации киберпреступлений оцениваются в миллионы и даже миллиарды долларов в год. Особый урон от кибертеррористов несет экономика любого государства. Согласно статистике, предоставленной специалистами Совета Европы, только мошеннические действия, связанные с кредитными картами, уносят ежегодно около 400 миллионов долларов, ущерб от вирусных атак составляет около 12 миллиардов долларов, а нарушение прав интеллектуальной собственности - 250 миллиардов долларов.

Киберпреступность является серьезной угрозой для каждого государства, где есть такие жизненно важные сферы деятельности общества, как связь, энергетика, транспорт, финансовая и банковская системы, водоснабжение, национальная безопасность, структуры обеспечения устойчивой работы министерств и ведомств.
Одним из подходов в борьбе с кибертерроризмом является разработка и соблюдение национальных законов об электронной безопасности в соответствии с действующими международными стандартами и Конвенцией Совета Европы о борьбе с киберпреступностью.

В связи с распространением цифровых технологий и глобализацией компьютерных сетей Европейская Конвенция по киберпреступлениям признает необходимость сотрудничества между государствами - членами Конвенции и частными лицами и организациями в борьбе против киберпреступлений и потребность защищать законные интересы в использовании и развитии информационных технологий. Эффективная борьба против киберпреступлений требует наличия четкого, быстрого и эффективного механизма международного сотрудничества в вопросах, связанных с преступностью. К сожалению, в этой сфере есть проблемы с законодательством. На сегодняшний день не решен вопрос о правилах размещения информации в интернете, чем и пользуется преступный мир. В Республике Молдова, как и во многих государствах, еще не завершено создание нормативной базы стандартов в сфере информационной безопасности.

Конвенция является исторически важным документом, который позволил многим государствам осознать проблему информационной безопасности и сделать решительные шаги в данную сторону. Так, например, в данной Конвенции рассматриваются преступления против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных данных и систем, преступления, связанные с компьютерами, правонарушения, связанные с содержанием, преступления, связанные с нарушениями авторского права и смежных прав.

Но, опыт мирового сообщества в данной области свидетельствует об уязвимости любого государства, так как кибертерроризм не имеет государственных границ и способен угрожать информационным системам.

Кроме Европейской Конвенции по киберпреступлениям в борьбе с киберпреступлениями необходимо использовать и международные стандарты и практики в области обеспечения информационной безопасности, например: ITIL, COBIT, ISO 27001.
Внедрение и использование передовых информационных технологий в различных сферах деятельности требует понимания инфраструктуры информационных технологий, взаимосвязи ее компонентов, строгого распределения обязанностей, наличия информации о состоянии системы в целом и ее компонентов, о задачах, выполняемых пользователями, о тех функциях, которые для них наиболее важны. При внедрении и использовании передовых информационных технологий желательно применять Библиотеку передового опыта ИТ организации (ITIL).

Применение и внедрение ITIL является важным аспектом при решении проблем информационной безопасности государственных и коммерческих организаций. На сегодняшний день опыт ITIL используется и активно внедряется как в государственных, так и коммерческих организациях различных европейских стран.
ITIL является одним из распространенных подходов к управлению информационными технологиями для организаций, оказывающих услуги в области информационно-коммуникационных технологий. Данная библиотека набор взаимосвязанных методов и лучших практик по управлению процессами предоставления и поддержки услуг.

За все время существования ITIL было выпущено три версии, на основе которых сертифицируются ведущие специалисты в области информационных технологий, и растет осведомленность и понимания бизнесом преимуществ применения ITIL, при этом масштаб применения ITIL в бизнесе невелик. Согласно статистике Gartner Group лишь 20% компаний крупного бизнеса используют ITIL, а треть планируют его использовать.

Внедрение ITIL сдерживается такими факторами как недостаточная квалификация консультантов, слабая маркетинговая активностью профессионального сообщества и тотальной незрелостью бизнеса к внедрению данных практик.
Наравне с ITIL существует и другой международный стандарт COBIT, определяющий набор универсальных задач управления информационными технологиями, ориентированных, прежде всего, на руководство организации и на аудиторов информационных технологий. COBIT был разработан и постоянно обновляется Институтом управления Информационными Технологиями и Фондом аудита и контроля информационных систем.

COBIT обеспечивает переход от постановки бизнес задач к вопросам управления информационными технологиями, и помогает установить должный уровень понимания рисков и преимуществ, связанных с использованием информационных технологий, и реализовать эффективную систему управления информационными технологиями, направленную на достижение бизнес целей организации. Таким образом, COBIT можно считать связующим звеном между бизнес рисками, задачами управления и технической инфраструктурой организации, позволяющим оптимизировать инвестиции в информационные технологии и оценивать эффективность управления информационными технологиями.

Для внедрения COBIT в деятельность организации необходимо осуществить следующие этапы:
• определение бизнес целей;
• выбор процессов и механизмов управления с использованием высокоуровневых и детальных задач управления;
• согласование программы внедрения с бизнес планом организации;
• оценка существующих процедур и результатов внедрения механизмов управления;
• оценка текущего статуса организации, идентификация критичных действий ведущих к успеху и измерение производительности в достижении целей организации.
Для сохранения конкурентоспособности современным организациям требуется большая степень гибкости и способность использовать свои ресурсы эффективнее. При внедрении COBIT не стоит забывать и об использовании таких ресурсов как:
• данные - объекты в широком смысле (то есть внутренние и внешние), структурированные и неструктурированные, а также графика, звук;
• приложения - совокупность автоматизированных и выполняемых вручную процедур;
• технология - аппаратное и программное обеспечение, операционные системы, системы управления базами данных, сеть и мультимедиа;
• оборудование - все ресурсы, создающие и поддерживающие информационные технологии;
• люди - персонал, его навыки: умение планировать и организовывать, комплектовать, обслуживать и контролировать информационные системы и услуги.
При использовании COBIT руководитель получает следующие сведения:
• текущий статус организации - оценка, на какой стадии организация находится сегодня;
• текущий статус лучшей практики в этой отрасли - сравнение своей организации с лучшей организацией в данной отрасли;
• текущий статус международных стандартов - проведение дополнительного сравнения текущего статуса организации с "лучшей практикой" или международными стандартами;
практикой" или международными стандартами;
• статус организации после усовершенствования - оценка стратегии организации и ее желаемых результатов.

Использование COBIT и ITIL способствует адаптации информационных процессов к быстро меняющимся требованиям бизнеса.
Стандарт COBIT рекомендуется к применению в области управления информационными технологиями, аудита и информационной безопасности.
В COBIT основным моментом является определение основных принципов и структуры аудита информационных технологий. ITIL в свою очередь представляет собой набор руководств, описывающих интегрированную методологию управления услугами информационных технологий, и соответствует требованиям международных стандартов качества ISO.

Высшее руководство должно иметь общее представление о стандартах и рекомендациях COBIT и ITIL, а также о том, как их можно интегрировать и использовать в управлении информационными технологиями в организации.

Стандарт COBIT рассматривает основные процессы:
• Планирование и организация;
• Проектирование и внедрение;
• Эксплуатация и сопровождение;
• Мониторинг и оценка.
В свою очередь в библиотеке ITIL рассматриваются следующие процессы:
• Управление инцидентами;
• Управление проблемами;
• Управление конфигурациями;
• Управление изменениями;
• Управление релизами;
• Управление уровнем сервиса;
• Управление финансами;
• Управление мощностью;
• Управление непрерывностью;
• Управление доступностью.

Особенностями стандарта COBIT являются: соответствие общепринятым стандартам и принципам управления информационными технологиями; охват полного цикла процессов управления информационными технологиями от планирования до поддержки и контроля; совершенствование корпоративного управления.

В качестве особенностей библиотеки ITIL можно выделить следующие: предоставление полного и качественного обслуживания пользователям; уменьшение стоимости информационных услуг; повышение производительности обслуживания; максимально полное использование накопленных знаний, опыта и ресурсов.
Основным правилом COBIT является - Ресурсы информационной системы должны управляться набором естественно сгруппированных процессов для обеспечения компании необходимой и надежной информацией.

Основным принципом ITIL является – Подразделение информационных технологий будет работать эффективно в том случае, если ее отношения с потребителями информационных услуг будут строиться по принципу «Поставщик-Заказчик».
Применение стандарта COBIT и библиотеки ITIL способствует
большей отдачи от инвестиций в информационные технологии,
дает организации возможность оценить эффективность своей деятельности в соответствии с общепринятыми стандартами, помогает исполнять требования законодательства, помогает преодолевать серьезные трудности, связанные с использованием информационных технологий.

Можно отметить, что совместное применение ITIL, COBIT и семейство международных стандартов ISO 27000 является наиболее эффективным и новым способом борьбы с киберпреступностью.

Семейство международных стандартов ISO 27000 было подготовлено с целью создания, внедрения, эксплуатации, постоянного контроля, анализа, поддержания в рабочем состоянии и улучшения Системы Менеджмента Защиты Информации в организациях. Стандарт ISO 27001 определяет основные требования к разработке и функционированию Системы Менеджмента Защиты Информации.
В настоящее время более трех тысяч компаний по всему миру прошли сертификацию по данному стандарту. Республика Молдова не является исключением, данный стандарт только набирает обороты, отмечается возрастающий интерес организаций к семейству стандартов ISO 27000.

При внедрении данного стандарта необходимо руководствоваться двумя основными принципами управления: процессный подход к управлению безопасностью, рассматривающий управление как набор взаимосвязанных непрерывных действий; применение PDCA-модели (модель Шухарта-Деминга), являющейся основой для управления информационной безопасностью.

В стандарте рассматриваются такие аспекты, как: политика безопасности, организационные методы обеспечения информационной безопасности, управление ресурсами, пользователи информационной системы, физическая безопасность, управление коммуникациями и процессами, контроль доступа, приобретение, разработка и сопровождение информационных систем, управление инцидентами информационной безопасности, управление непрерывностью ведения бизнеса, соответствие требованиям.

В последнее время увеличилось количество специализированных подразделений, заметно усилилась роль взаимодействия государственного и частного секторов с правоохранительными органами в обеспечении информационной безопасности.
Для разработки эффективных методов международного сотрудничества в данной сфере в последние годы были приняты меры по борьбе с компьютерными преступлениями, которые позволили получить значимые результаты. Для эффективности данных мер необходимо оказывать содействие в проведении обучения и сертификации специалистов в области информационных технологий и информационной безопасности, а также развивать партнерские отношения между государствами.

Эффективная борьба с киберпреступностью является ключевым элементом обеспечения безопасности и противодействия новым формам организованной преступности.

Категория: IT безопасность | Добавил: admin (07.08.2008)
Просмотров: 921 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама на сайте

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наши друзья

Счетчики
  • Каталог Луганских сайтов
  • МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов
  • Rambler's Top100
Ваш IP: 216.73.216.106

При полном или частичном копировании материалов с сайта, ссылка на ITsecure.org.ua обязательна!
ITsecure.org.ua ©2008-2025