Качество образования в сфере информационных технологий
Современное общество характеризуется рядом особенностей, к которым
можно отнести возросшую значимость интеллектуального труда,
ориентированного на использование информационных ресурсов, на
коммуникации между отдельными специалистами, на необходимость решения
глобальных экологических, технологических, производственных и
образовательных проблем совместными усилиями специалистов различных
стран или общественных организаций. Это все можно назвать процессом
информатизации, особенность которого состоит в сборе, обработке,
передаче и использовании информации посредством современных средств
информационного взаимодействия и обмена.
Информатизация общества влечет за собой необходимость постоянного
повышения профессионального уровня специалистов в области
информационно-коммуникационных технологий.
Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет повышать
качество обучения и сертификации, а также расширять масштабы обмена
знаниями и информацией. Преподаватели должны выполнять функцию
проводников на пути в информационное общество. Необходимым является
совершенствование базового образования и повышение квалификации в
области научно-технических дисциплин, что обеспечит необходимую
численность высококвалифицированных и опытных специалистов в области
информационно-коммуникационных технологий.
Основные мировые крупные компании сферы высоких технологий в дополнение
к своей основной деятельности развернулись и на образовательном
поприще. Их мотивацией является ознакомление и обучение пользователей и
специалистов организаций, а также сертификация последних.
Профессиональная сертификация в сфере информационных технологий
появилась сравнительно недавно, но, тем не менее, данная проблема
является больным вопросом для современной системы образования и
сертификации как Республики Молдова, так и многих других стран.
Сертификация открывает множество дверей в сфере информационных
технологий. Став сертифицированным профессионалом, человек
демонстрирует, что он обладает достаточным набором знаний и навыков,
чтобы выполнять свои профессиональные обязанности эффективно.
Преимуществами сертификации для молодых специалистов являются:
-доказательства соответствия знаний специалиста современному уровню развития информационных технологий;
-возможность проверки собственных сил в определении направлений для дальнейшего самосовершенствования;
-преимущества при трудоустройстве;
-повышение оклада;
-психологическое воздействие, благотворно влияет на формирование и улучшение имиджа;
-свидетельство о целеустремленности специалиста.
Должны быть введены жесткие правила получения сертификата, вопросы
тестов должны подбираться таким образом, чтобы максимально охватить
весь спектр практических и теоретических аспектов работы с
информационно-коммуникационными технологиями, а также статус
сертифицированного специалиста должен регулярно подтверждаться. Главным
преимуществом сертификата перед дипломом о высшем образовании является
международный статус сертификата.
Сертификация специалистов помогает организациям увеличивать отдачу от
инвестиций в технологии и программные продукты сертифицирующей
организации. Организации, вкладывающие средства в сертификацию
специалистов, получают конкретные финансовые преимущества:
Сокращение эксплутационных расходов, благодаря снижению
незапланированных перебоев в работе информационных систем и снижению
расходов, связанных с простоем;
Повышение производительности, сертифицированные специалисты более
эффективно исполняют свои обязанности, потому что они обладают более
высокой технической квалификацией;
Решение проблем клиентов, благодаря незамедлительному решению проблем
клиентов и повышению качества обслуживания клиентов, росту
производительности и более высокому уровню технической подготовки
сотрудников;
Повышение отдачи от инвестиций, сертифицированный специалист обладает
знаниями, необходимыми для лучшей оптимизации функциональных
возможностей и средств аппаратного или программного обеспечения.
В Республике Молдова трудятся высококвалифицированные технические
специалисты, прошедшие обучение в зарубежных учебных центрах
производителей и имеющие соответствующие сертификаты компаний Cisco
Systems, Sun Microsystems, Dell Computer, Allied Telesyn, Oracle Corp,
APC, Ericsson, OKI, AMP и AESP.
Для успешной информатизации общества необходимы инновационное развитие
системы образования и мощная информационная революция, а также обучение
основам инфокоммуникационных технологий самых широких слоев населения.
Для этого необходимо осуществить полную ликвидацию информационного
неравенства.
Возникшая потребность современного общества в изучении и реализации
возможностей средств информационно-коммуникационных технологий
определяется постоянно развивающимися научными технологиями,
технологиями бизнеса, различными видами искусств, образовательными
технологиями, на базе которых они создаются и совершенствуются.
В последнее время на рынке информационных технологий распространенным и
вполне оправданным явлением стала подготовка собственных
профессионально обученных кадров. Для этого организации:
- разрабатывают программы подготовки молодых специалистов;
- создают свои образовательные центры;
- предоставляют кредиты на получение дополнительного образования и
повышения квалификации с тем условием, что сотрудник в течение
определенного времени будет трудиться у них.
Важным моментом является то, что быстрота изменений, происходящих в
совершенствовании и развитии информационно-коммуникационных технологий,
не имеет аналогов в прошлом, а образовательная сфера использует эти
технологии в режиме запаздывания и к тому же не самым активным образом.
Профессионально значимая информация постоянно расширяется содержательно
и структурно, усложняется, что, несомненно, создает определенные
трудности для ее представления и использования.
Вот уже несколько лет на рынке ИТ-специалистов Республики Молдовы
наблюдается непрекращающийся и весьма серьезный дефицит кадров. Остро
ощущается нехватка сотрудников, занимающихся внедрением и поддержкой
ERP-систем, и со временем она будет только усиливаться. Обучение таких
специалистов имеет свои особенности и требует значительных финансовых
затрат со стороны организаций-работодателей. И хотя сейчас уже начало
подрастать молодое поколение ИТ-специалистов, обученных и даже
сертифицированных, но несмотря на это по-настоящему опытных и сильных
профессионалов в этой области по-прежнему не так много, и за них на
рынке ведется настоящая борьба.
Как показали опросы, проведенные в Республике Молдова в конце прошлого
года, в ближайшем будущем будут востребованы специалисты по
обслуживанию и эксплуатации локальных сетей, управлению настольными
системами, ERP-системами, ВI-системами, по развертыванию
ИТ-инфраструктуры и внедрению приложений, по внедрению банковского
программного обеспечения, по поддержке операционных систем (Windows,
Unix, Linux, Solaris) и СУБД (Oracle, SQL, MySQL).
Также согласно опросам необходимо проводить обучение и сертифкацию:
1. по работе с аппаратным и программным обеспечением следующих компаний:
-Cisco Systems;
-Microsoft Corporation;
-Sun Microsystems;
-Oracle.
2. по современным возможностям и принципам использования технологий:
-сетей (курсы по системам управления сетями, системам доступа);
-телекоммуникаций (курсы по системам корпоративной телефонии);
-информационной безопасности (ISO 27001, COBIT, ITIL);
-построения информационных систем;
-криптографических средств защиты информации.
Параллельно необходимо развивать различные виды подготовки специалистов
в области информационных технологий, которые должны включать:
1. Обучение: авторизованные и авторские курсы для специалистов в
области информационных технологий, бизнес-семинары для руководителей,
курсы и семинары для пользователей различных информационных систем;
2. Тестирование и сертификацию ИТ-специалистов;
3. Формирование и проведение заказных учебных курсов и программ, включая корпоративные курсы;
4. Выездное обучение у заказчика по всей территории Республики Молдова;
5. Внедрение и поддержку системы дистанционного обучения.
При выездном обучении заказчик получает следующие преимущества:
обучение сотрудников проходит без отрыва от своей деятельности,
обучение ведется в удобное для слушателей время и обучение персонала не
зависит от числа слушателей.
Основными проблемами масштабного распространения дистанционного
образования для Молдовы стали: плохое техническое оснащение
образовательных центров всех уровней, дорогостоящее предоставление
телекоммуникационных услуг и слабое развитие телекоммуникационной
инфраструктуры в целом, полнейшее отсутствие собственных
образовательных мультимедийных систем и, конечно же, человеческий
фактор — нехватка квалифицированных преподавательских кадров.
Информационно-коммуникационные технологии являются наиболее динамичной
составляющей образовательного процесса и оказывают на него существенное
влияние. Необходимость внедрения единых стандартов знаний в данной
среде стала очевидной.
Нехватка специалистов в области информационных технологий является
проблемой и для высших учебных заведений, и как следствие – недостаток
сертифицированных профессионалов в профессорско-преподавательской
среде. Молдавское ИТ-образование можно разделить на несколько
категорий. Большинство специалистов в сфере информационных технологий
получают базовое образование, обучаясь в средних и высших учебных
заведениях республики: лицеях, колледжах, институтах. К слову, в
Молдове существует лишь один высший учебный технический университет.
Хотя, один высший учебный технический университет. Хотя, безусловно,
факультеты информационных технологий существуют в любом государственном
вузе или колледже.
При этом необходимо активно реализовывать вышеперечисленные возможности, которые позволяет организовать:
-информационное взаимодействие пользователей с системой;
-визуализацию изучаемых объектов, процессов, явлений (как реальных, так
и «виртуальных»), а также их моделей, представление их в динамике
развития во временном и пространственном движении;
-автоматизированный контроль результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование;
-регистрацию, сбор, накопление, хранение, обработку информации, представленной в цифровой форме.
В качестве факторов, положительно влияющих на процессы развития
профессионального образования и сертификации в условиях информатизации
и глобализации современного общества, можно выделить следующие:
-открытость образования при реализации дистанционных форм и методов получения профессионального образования и сертификацию;
-возможность использования распределенных информационных ресурсов;
-целенаправленность развития необходимой профессиональной технологии, ее ориентация на определенный вид деятельности;
-реализация интеллектуального потенциала международных научно-производственных, научно-педагогических сообществ.
В последнее время получила распространение и другая категория
ИТ-образования — кратковременное обучение, курсы по информационным
технологиям. Для Молдовы это довольно новая практика, особенно в том,
что касается курсов повышения квалификации. Главное преимущество
подобных курсов перед базовым образованием состоит в том, что здесь
имеется современная техническая база, методическая литература и молодой
преподавательских состав. Разумеется, все краткосрочное обучение в
Молдове осуществляется на платной основе.
Республика Молдова выступает за внедрение единых и общих с соседними
странами образовательных стандартов, необходимо продвигать
сотрудничество в области информационных технологий в образовании в
Европе, в том числе путем создания общей базы данных. На пути к этому
уже сделан первый шаг - запущена программа «Salt» в 2004 году,
предусматривающая внедрение информационных технологий в учебных
заведениях всех уровней, завершение которой намечено на 2009 год.
Управление качеством информационного обеспечения системы образования
Республики Молдова должно проводиться на основе реализации национальной
политики и создания инфраструктуры в области стандартизации и
сертификации информационно-коммуникационных технологий.
Эффективное обеспечение защищенности информации можно гарантировать не
только за счет технологий, но и с помощью образования и
профессиональной подготовки, законодательных мер и международного
сотрудничества.
В ближайшие годы ожидается устойчивое развитие рынка информационной
безопасности, и, по мнению экспертов в этой области, динамика
увеличения спроса будет только увеличиваться. В связи с таким бурным
ростом на рынке труда ощущается нехватка квалифицированных специалистов
по системам безопасности и защите информации, аудиторов банковских
систем, консультантов по проработке архитектурных решений, инженеров по
внедрению, сопровождению систем информационной безопасности.
Необходимо отметить важность вовлечения делового сектора в процесс
обучения и налаживания образовательных процессов к потребностям бизнеса
с одной стороны и к практическому участию специалистов в конкретных
проектах для получения практического опыта с другой стороны.
В заключение можно отметить, что приоритетными направлениями развития
теоретической базы информатизации профессионального образования и
сертификации должны быть:
-Методология и стратегия отбора содержания образования, методов и
организационных форм обучения, соответствующих задачам развития в
современных условиях информационного общества;
-Проектирование технологий, ориентированных на развитие
интеллектуального потенциала обучающегося специалиста, на формирование
умений осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по
сбору, обработке, передаче информации;
-Развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и
коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в
условиях информатизации, массовой коммуникации и глобализации
современного общества;
-Распределенное изучение возможностей применения средств
информационно-коммуникационных технологий в процессе освоения различных
предметных областей;
-Реализация возможностей функционирования единого информационного образовательного пространства;
-Создание информационной среды управления, разработка
автоматизированных систем тестирования, информационно-методического
обеспечения образовательного процесса и организационного управления;
-Защита интеллектуальной собственности;
-Подготовка кадров информатизации профессионального и дополнительного образования.
Литература:
1. Закон "Об информатизации и государственных информационных ресурсах" № 467-XV от 21.11.2003;
2. Постановление Правительства Республики Молдова об утверждении
Положения о механизме реализации Плана действий "Электронная Молдова" №
27 от 06.01.2006;
3. Программа «Salt»;
4. www.mdi.gov.md