В последние годы на слуху стали вновь появляться торговые марки,
казалось бы навсегда ушедшие в прошлое вместе с домашними компьютерами
1980-х гг. и играми для MS-DOS. Это вызывает неподдельный интерес среди
игроков со стажем, игровая молодость которых пришлась на вторую
половину 1980-х - первую половину 1990-х годов. Однако с точки зрения
рынка само по себе использование подзабытых брендов вряд ли может стать
залогом успеха.
Больше всего в этом плане повезло, пожалуй, марке Atari. После серии
поглощений эта марка оказалась в собственности французского издателя
Infogrames, который решил вернуть ее на массовый рынок, переименовав
ряд дочерних компаний. Так Infogrames Interactive превратилась в Atari
Interactive, американское подразделение из Infogrames Inc. стало Atari
Inc., а издательской деятельностью в Европе занялось подразделение
Atari Europe. Прежнее название Infogrames сохранила лишь холдинговая
компания. В результате многочисленных приобретений Infogrames
заполучила и другие известные в свое время игровые бренды: Microprose
(о которой пойдет отдельный разговор), Accolade, Ocean, Psygnosis, GT
Interactive и другие не менее памятные по досовским временам имена.
После переименования название Atari прочно закрепилось в игровой
прессе. Среди выпущенных под этой маркой игр можно отметить, например,
римейк "Пиратов" Сида Мейера, Neverwinter Nights, серию Dragonball Z и
др. Однако в целом дела у Atari пошли не слишком гладко. Последние
несколько лет американская компания Atari Inc. была убыточной, а ее
акции несколько раз чуть не вылетели с биржи Nasdaq из-за падения курса
ниже 1 доллара. Ходили слухи даже о ликвидации компании, до которой
дело, впрочем не, дошло. В результате проведенной реструктуризации
компания распродала часть активов и сократила персонал. В наступившем
году в Infogrames решили пойти на более решительные меры: вначале на
должность главы Atari был приглашен
бывший президент Sony Worldwide Studios Фил Гариссон, а в марте
Infogrames предложила выкупить находящиеся в свободном обращении акции
Atari Inc. и сделать компанию своей стопроцентной дочерней структурой.
 Commodore XX
Что из этой затеи выйдет, пока не слишком ясно. Но несмотря ни на
что, марке Atari удалось вновь громко о себе заявить. Главный соперник
Atari в 1980-х - компания Commodore этим похвастаться, пожалуй, не
может. Также как и Atari, к середине 1990-х Commodore потеряла
самостоятельность, а в XXI веке ее решено было возродить. Однако
новости о новой жизни Commodore появляются куда реже и особой
интересностью обычно не отличаются.
Права на марку Commodore вначале принадлежали нидерландской фирме
Tulip Computers, которая кроме запчастей к старым моделям Commodore
успела выпустить под этой маркой цифровой видеорекордер, плеер и
флэшку, а затем продала права на марку другой нидерландской фирме
Yeahronimo Media Ventures, которая также выпускает под маркой Commodore портативные и стационарные плееры. Наконец, в 2007 году все там же в Нидерландах была основана фирма Commodore Gaming,
выпускающая мощные игровые компьютеры и переносящая коммодоровскую
классику на новые платформы, например, Nintendo Wii. Особого шума
вокруг всей этой продукции не наблюдается, разве что ностальгирующий
обозреватель упомянет о них в коротенькой новостной заметке или блоге.
Похоже, такая же судьба уготована и марке Microprose, которую вдруг
решил возродить ушедший из Atari генеральный директор Фредерик Шеснаис
(Frederic Chesnais). Проскочившее недавно в блоге Engadget сообщение о
скором выпуске под этой маркой нескольких мультимедийных устройств
сразу привлекло мое внимание. Дело в том, что Microprose значит для
меня и для многих моих ровесников куда больше, чем Commodore и Atari
вместе взятые. Хотя с компьютерными играми, точнее игрой - "Тетрисом"
на компьютере ДВК-3, я познакомился в конце 1980-х, настоящая игровая
жизнь у меня началась уже в 1990-е, и главное место в ней занимали игры
Microprose. Все началось с F-19 на 286 компьютере с дисплеем EGA. Затем
были Silent Service II, Airborne Ranger, F-15, Pirates и, разумеется,
"Цивилизация". В те времена у кажой игры Microprose была заставка с
рекламой четырех других игр - их я пытался достать в первую очередь и в
большинстве случаев не разочаровывался. С появлением процессоров 386 и
VGA настала очередь UFO, F-117, Master of Orion, Master of Magic,
Transport Tycoon.
 Microprose Arcade Pro
Так что неудивительно, возвращение Microprose равнодушным меня не
оставило. Но первые продукты новообразованной компании настораживают -
это вовсе не новые игры, а домашняя электроника: видеорекордер,
переключатель HDMI-устройств и кабели. К играм из продукции Microprose
имеют отношение только аккумулятор для Sony PSP и имитирующий
классические игровые автоматы манипулятор Arcade Pro. Но надежда, как
водится, продолжает жить - помимо занимающегося аудио- и видеотехникой
подразделения Microprose Systems в компании будут работать и над
созданием игр - на сайте Microprose сообщается, что игроки могут
начинать ожидать появления стратегических симуляторов нового поколения.
Вряд ли, конечно, стоит рассчитывать на повторение успехов
пятнадцатилетней давности, но мне бы для счастья хватило бы и
качественных римейков или даже простых адаптаций классики для
современных компьютеров. Пока же в мир Microprose остается только
заглядывать через окошко "Досбокса".
Не могу не упомянуть еще одну околомикропроузовскую новость. На
прошедшей в феврале Конференции разработчиков игр в Сан-Франциско (GDC)
Билл Стили, в далеком 1982 году напару с Сидом Мейером основавший
Microprose, сообщил о создании нового игрового издательства Thriller, которое будет специализироваться на военных и шпионских экшенах.
|